Нравственная культура

С целью знакомства с понятиями «мораль», «нравственность», категориями добра и зла, морального и аморального, нравственного и безнравственного в МБОУ «Шатьмапосинская ООШ» в 8 классе на уроке Основы духовно –нравственной культуры проведено интересное и поучительное мероприятие.

Началось оно с  беседы по вопросам: 

1.    Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира? 

2.    Что представляет собой духовная сфера? 

3.    Как связаны культура общества и культура отдельного человека? 

4.    Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России? 

 

Рассказ с элементами беседы вела учитель Степанова А.В.
          «Учёные, изучающие мораль, утверждают, что она в своём содержании элементарна. Великие моралисты – Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др. – сводили основной смысл морали к «золотому правилу». С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа «И так, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». 
В этих простых на первый взгляд словах душа морали, её назначение. Мы получаем ясный ответ на вопрос: зачем нужна мораль? Прежде всего, для того, чтобы научить нас, как относиться к людям».

  Мораль, нравственность. А теперь подумаем, что имеют в виду, когда произносят слово «мораль». Что это такое? 
Понятно, что это – правила, которые регулируют поведение людей. Правил много, но все они для того и создаются, чтобы регулировать, направлять, советовать (скажем, правила поведения школьников или правила обращения с электроприборами и т. д.). 
Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому». 
         В конце мероприятия вместе с учащимися  обобщили сказанное: Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. 
Есть учёные, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, как бывают нравы добрые и злые (раньше даже говорили «добронравный», «злонравный»). К злой нравственности относят все отрицательные, недобрые дела и поступки. Примером злой нравственности могут служить такие, например, суждения: «человек человеку – волк», «с волками жить – по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу», «падающего – толкни» и др.

 В процессе нашего занятия мы  изучили основные составляющие элементы нравственной культуры.